Не включается вентилятор радиатора охлаждения — причины, поиск неисправностей. Что делать, если не работает вентилятор радиатора? Почему не крутятся вентиляторы на компьютере

Не включается вентилятор радиатора охлаждения — причины, поиск неисправностей. Что делать, если не работает вентилятор радиатора? Почему не крутятся вентиляторы на компьютере

При работе компьютера кулеры видеокарты должны крутиться - это их нормальный режим работы. Но часто некоторые пользователи сталкиваются с проблемой, когда кулер на видеокарте не крутится. Паниковать не стоит, ведь в некоторых случаях даже эта ситуация является нормальной. Но разобраться все равно рекомендуется.

Почему не крутятся кулеры на видеокарте?

Некоторые модели видеокарт оснащаются кулерами, которые крутятся постоянно. Это считается нормальным режимом работы, но другие модели охлаждаются только тогда, когда графический процессор нагревается. В таких видеокартах кулер не крутится при температуре нагрева чипа до 50 градусов, однако точная цифра зависит от самой модели. Некоторые видеокарты имеют более высокую температурную границу для активации кулеров. Современные чипы с большими радиаторами могут нагреваться до температуры 70 градусов и даже более. При этом вентиляторы вращаться не будут, и только при достижении определенной температуры (например, до 75 градусов) они активируются. Однако после того как температура падает ниже установленного порога, кулер на видеокарте перестает крутиться.

Сделано это для сохранения ресурса вентиляторов и экономии электроэнергии, что вполне логично, ведь незачем вращаться кулерам впустую, если чип и без них неплохо справляется. Но во многих моделях эта система отсутствует, и кулеры начинают крутиться уже при нажатии на кнопку включения компьютера.

Поэтому для начала нужно попробовать просто запустить какую-либо игру на компьютере. При этом графический процессор будет нагружен. В результате он нагреется, и специальный алгоритм запустит кулеры. Если вентиляторы закрутились после нагрева чипа, то значит, что с ними все в порядке.

Возможные проблемы

Несмотря на то что вентиляторы могут не вращаться по естественной причине, не исключены и возможные поломки. В том случае, если не крутится кулер на видеокарте, когда температура графического процессора поднимается выше 50 или 75 градусов (как задано системой), то это повод насторожиться. Такое может происходить из-за поломки в аппаратной или программной части видеокарты.

Проблема в драйверах

Чаще всего при повышении температуры до 51 градуса алгоритм должен запустить кулеры, и если он этого не сделал, то в первую очередь нужно попробовать поменять драйверы. Дело в том, что инструкции по запуску и остановке кулеров хранятся именно в драйвере, и часто после удаления старых и установки новых драйверов видеокарта начинает работать стабильно, как и ее система охлаждения, включая вентиляторы.

Если даже после смены драйвера проблема остается, то нужно копать глубже. В первую очередь следует попробовать запустить их вручную. Делается это с помощью специального приложения, которое устанавливается вместе с драйвером. В зависимости от производителя и модели карты приложение может называться по-разному. Чаще всего вместе с драйвером для карты производства AMD устанавливается программа AMD Control Center.

В этой программе можно вручную задать скорость вращения вентиляторов и запустить их. Если вентиляторы будут вращаться, то это говорит о неисправности датчика измерения температуры. Он не работает, а значит, система думает, что температура всегда в норме. Следовательно, алгоритм не будет подавать напряжение на вентиляторы. Жить с этой поломкой можно, но это не совсем удобно. Ведь при запуске игр придется вручную активировать вентиляторы на максимум, чтобы обеспечить хорошее охлаждение.

Но если даже после ручного запуска они не будут вращаться, то, скорее всего, проблема заключается не в программной части, а в аппаратной.

Причины поломки вентиляторов

Очень редко по причине недостатка питания кулер на видеокарте не крутится. Что делать в этом случае? Как минимум можно попробовать установить более мощный блок питания, после чего вентиляторы вновь запустятся. Но довольно редко подобная проблема случается из-за недостатка питания. Скорее всего, имеет место именно аппаратная (физическая) поломка.

Еще один вариант решения, который навряд ли поможет (но надежда есть): снимаете видеокарту, протираете спиртом контакты, подключаете обратно. Если кулеры закрутятся, то значит, имело место окисление некоторых контактов, из-за чего ток не поступал к вентиляторам, и те не вращались.

В этом случае карту необходимо снять и отнести в сервисный центр. Если на нее есть гарантия, то ремонт обойдется бесплатно. В противном случае придется заплатить. Подобная поломка достаточно распространена, и ремонт ее прост. Вероятнее всего, проблема заключается в том, что к кулерам не поступает ток, что говорит о перебое какой-либо дорожки на схеме видеокарты.

Самый плохой вариант

Последний случай, когда нет изображения, кулер видеокарты крутится и на экране вообще ничего не происходит. В этом случае проблема заключается не в вентиляторах, а в поломке видеокарты. Здесь необходима полная диагностика и ремонт. Самостоятельно определить причину не получится, если только у вас есть мультиметр и вы хорошо разбираетесь в электронных схемах.

Во всех кулерах есть подшипники. Есть разные разновидности подшипники скольжения или просто втулка, или подшипник качения. Вентиляторы с обычной втулкой обычно имеют меньший ресурс в сравнение с вентиляторами с подшипниками качения. Обычно износ вентилятором с подшипниками скольжения можно услышать вентилятор начинает гудеть, шуметь появляется вибрация иногда он просто заклинивает и останавливается в таком случае мы имеем перегрев или какую либо сигнализацию от материнской платы или установленных драйверов.

Шумит кулер в компьютере

Когда пользователь жалуется вам, что его компьютер громко шумит, на самом деле существуют только два типа компонентов, которые могут создавать этот шум: дисководы и вентиляторы охлаждения. Но в большинстве случаев вы обнаружите, что шум генерируется одним из вентиляторов охлаждения внутри компьютера. Большинство компьютеров имеют три охлаждающих вентилятора, один внутри блока питания, один на самом корпусе и один на процессоре. Разумеется, каждый из этих охлаждающих вентиляторов разработан таким образом, чтобы обеспечить максимальную прохладу всей системы, создавая постоянный воздушный поток внутри корпуса, в который будет поступать холодный воздух при перемещении горячего воздуха.

Если какой-либо из этих охлаждающих вентиляторов выходит из строя, система может перегреться и вызвать сбои в работе. Так что ваше первое желание — просто заменить шумный вентилятор. Хотя это довольно простая операция, но это не всегда необходимо. Во многих случаях кулер нуждается только в одной капле масла.

Не крутится кулер на процессоре, блоке питания или видеокарте

Если не крутится кулер на процессоре, на видеокарте и в блоке питания, то у вас могут быть две причины.

Первая причина , самая распространённая и не затратная, кулер перестал крутится потому что у него высохла смазка и после одной капли масла он будет вам служить верой и правдой.

Вторая причина , это вышедшей из строя кулер его можно проверить мультиметром в режим прозвонки, если он будет прозваниваться то значить кулер в рабочем состояние. Прозванивать нужно черный и красный провода.

Чем можно смазать кулер

Многие люди используют WD-40 для смазки всех видов скрипучих или шумных механических компонентов вокруг дома и офиса. Но не пытайтесь использовать WD-40 для смазывания вентилятора компьютера. WD-40 разработан как очиститель / обезжириватель, который можно использовать для ослабления застревающих деталей, предотвращения коррозии и вытеснения воды — все виды проблем, которые обычно не встречаются в компьютерных вентиляторах. WD-40 также является легкой смазкой, которая лучше смазывает что-то вроде шарнира, который только иногда перемещается, а не компонент компьютера, такой как вентилятор, который постоянно движется с высокой скоростью.

Я предпочитаю использовать машинное масло или масло для швейных машин, поскольку оно, помимо того, что является легким маслом, обладает отличной вязкостью, хорошо держится при высоких температурах и специально предназначено для смазывания движущихся частей, работающих на высоких скоростях. Также есть специальная силиконовое масло для кулеров.

Как работает кулер компьютера?

Почти все вентиляторы компьютерного охлаждения сконструированы вокруг сборки подшипников скольжения, хотя я столкнулся с некоторыми вентиляторами компьютерного охлаждения, которые используют узел шарикоподшипников. В этой статье я остановлюсь на сборке подшипников скольжения.


Узел подшипника скольжения состоит из вала (к которому прикреплена лопасть вентилятора), который вращается внутри неподвижного цилиндра. В этом случае цилиндр выполнен из пористого металла, пропитанного маслом. По мере того, как вал вращается, масло выталкивается из цилиндра, создавая пленку масла, по которой движется вал. Эта пленка масла предотвращает контакта металла об металл и тем самым устраняет трение и почти все шумы. Этот тип подшипникового узла подшипника показан на рисунке выше.

Узел подшипника скольжения состоит из вала, который вращается внутри неподвижного цилиндра.

В идеальном подшипниковом узле количество масла в подшипнике является правильным количеством и остается постоянным на протяжении всего срока службы вентилятора. Однако, если сборка не запечатана должным образом, часть масла может со временем высохнуть. Когда это произойдет, вращающийся вал войдет в непосредственный контакт с неподвижным цилиндром, который создает звук соскабливания или шлифования.

В дополнение к шуму, повышенное трение приведет к вращению вентилятора медленнее, что, в свою очередь, уменьшит поток воздуха. Если воздушный поток будет уменьшен, система будет работать более горячая, чем должна, что подвергает определенные компоненты риску сбоя. Пополнение запаса масла в узле подшипника скольжения изменит это условие.

Как смазать кулер блока питания и кулер системного блока.

Для начала откручиваем кулер в компьютера, отсоединяем провода идущие к кулеру, очищаем то пыли, и ложим его на стол, если этот кулер с блока питания или кулер с отвода теплого воздуха с системного блока, то аккуратно снимите стикер находящийся с противоположной стороны лопастей. Там должен быть уплотнительная резинка или пластикатовая крышка которую нужно открыть и с помощью шприца капнуть каплю масла.

Затем пальцами прокрутить лопасти кулера, чтобы масло распределилась равномерно по всей поверхности. Далее закрываем уплотнительную резиновую заглушку, и клеим стикер, если стикер не приклеивается то заместо него клеим кусочек изолены.

Также существует неразборные кулера у них за стикером нет резинового уплотнителя там впаяна пластиковая вставка. Однако и такой тип кулера можно смазать но это более сложнее. Но у некоторых неразборных кулеров нет фиксировано шайбы поэтому крыльчатка может выйти с помощью незначительных усилий пальцами, пробуем отделить лопасти кулера от корпуса без сильных усилий если лопасти кулера отделились то смазываем вал маслом и вставляем его обратно если нет то читаем дальше. Для смазывания неразборногокулера нам понадобится дрель или пассатижи и сверло не слишком большого размера 2-4 мм. Высверливаем в центре отверстие, только будьте аккуратны, не переусердствуйте и не повредите вал и подшипники, убираем пластиковую стружку из отверстия затем капаем 1-2 капли масла в просверленное отверстие желательно с помощью шприца. После смазывания прокрутите лопасти кулера для равномерного распределения масла и закройте отверстие изолентой или чем-нибудь другим на ваш выбор, главное чтобы масло не выбежало обратно.

Советую не заливать масла по самые края так как лишние масло все равно вытечет.

Как смазать кулер видеокарты и процессора

Для смазывания кулера видеокарты нужно предварительно снять видеокарту на ней будет находится кулер с радиатором, желательно если вы давно не меняли термопасту снимать кулер вместе с радиатором и заодно поменять термопасту, читайте также как правильно наносить термопасту . Под лопастями кулера будут находится в основном 3 болтика откручиваем их и отсоединяем кулер от радиатора но должен выйте без усилий.

С обратной стороны крыльчатки есть стикер также отклеиваем и смотрим если там пластиковая или резиновая крышка то снимаем крышку и катаем каплю масло прокручиваем крыльчатку пальцами и собираем все в обратном порядке.

Если за стикером нет крышки то берем сверло от 2-4 мм, и дрель можно если дрели нет можно прокручивать сверло пассатижами или проковырять ножом если совсем нечего нет, убираем пластиковую стружку и капаем 1-2 капли масла и заклеиваем изолентой просверленное отверстие чтобы масло никуда не делось.

С смазкой кулера процессора в основном практически все тоже самое только отличается крепления кулера к радиатору. Он может фиксироваться защелками или крепится болтиками. Также есть виды кулеров где вам не потребуется отсоединять кулер от радиатора чтобы смазать, на них кулер стоит сразу нужной нам стороной.

Если вы не совсем поняли как смазать кулер смотрите видео ниже там все показано наглядно.

Видео



Любой двигатель внутреннего сгорания требует надлежащего охлаждения. Без него мотор попросту перегреется, вследствие чего подвижные элементы моментально выйдут из строя. Двигатели современных автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения, предусматривающей постоянную достигаемую за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы ОЖ не использовалась в моторе, длительный ее нагрев неизменно приведет к кипению. Чтобы предотвратить этот процесс, в системе охлаждения используется радиатор. Он представляет собой систему из тонких трубок, оснащенных специальными ламелями, увеличивающими площадь охладителя.

Когда автомобиль находится в движении, поток воздуха попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ламелями, охлаждая металл. Таким образом, температура ОЖ постепенно снижается.

Однако радиатор самостоятельно не в силах справиться с перегревом, особенно если автомобиль стоит или передвигается на малых скоростях. Ему помогает в этом электрический вентилятор, включающийся автоматически при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры.

При выходе его из строя двигателю неизбежно грозит перегрев со всеми вытекающими последствиями. В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не включается вентилятор охлаждения, а также о том, как определить и устранить связанные с этим неисправности.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Для начала обозначим, что вся предоставленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗов, хотя для водителей иномарок она также может быть полезной.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обыкновенный электрический двигатель с питанием 12 В от бортовой сети автомобиля. Его вал оснащен крыльчаткой, формирующей мощный поток воздуха и направляющей ее на рабочую поверхность радиатора. Вентилятор на специальной рамке (станине) крепится к передней его части. Сзади он защищен радиаторной решеткой.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащаются одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электромотора с крыльчаткой, включающихся одновременно. Это необходимо для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника охлаждался быстрее.

Как включается вентилятор

Включение устройства в разных моделях происходит по-разному. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после достижения ОЖ определенной температуры (105-107 0 С) и срабатывания датчика включения вентилятора (не путать с ОЖ), посылающего сигнал на реле. Оно и замыкает электрическую цепь, подавая питание на электромотор.

Схема вентилятора охлаждения у машин с инжектором немного другая. Здесь всем управляет электронный блок. Информация с датчика включения сначала анализируется контроллером, а уж после передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического показателя, но при этом не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла проблема. Наша с вами задача - найти ее и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не срабатывает вентилятор охлаждения. Их не так уж и много.

  1. Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электромотор или подключающей датчик включения вентилятора.
  3. Ненадежный контакт в разъемах электродвигателя или датчика.
  4. вентилятора охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Проверяем проводку

Еще одной распространенной неисправностью, по которой не включается вентилятор охлаждения, является нарушение целостности проводки. Это может быть разрыв провода или замыкание его на «массу». Проверить цепь можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режиме детектора. При этом следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

Но как проверить реле? В «походных» условиях определить его работоспособность практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужное гнездо.

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока не достигнет 100 0 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Меняем предохранительный клапан

Существует еще одна неисправность, которая может привести к сбою в работе системы. Если не срабатывает вентилятор охлаждения даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепочки, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода, входящая в состав охлаждающей жидкости не закипала при нагревании до 100 0 С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе выровняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

Датчик включения, как уже было сказано, может включиться лишь при 105-107 0 С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

Как же проверить В домашних условиях это невозможно. Проще купить новый клапан, тем более что стоит он копейки.

Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то, по крайней мере, хоть немного исправить ситуацию.

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обращайте внимание на показатели температуры ОЖ на панели приборов, а также прислушивайтесь, включается ли вентилятор.
  2. Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Вовремя производите ее замену.
  3. Минимум один раз в год промывайте крышку расширительного бачка под струей проточной воды. Такое решение позволит продлить жизнь предохранительному клапану.
  4. При малейшем сбое в системе охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправностей.
  5. Если не работает вентилятор охлаждения по причине выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в пути, отключите датчик (для инжектора) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете доехать до ближайшей станции технического обслуживания без риска перегрева двигателя.

Если на ноутбуке постоянно выключается и не работает должным образом вентилятор, это очень серьезная проблема. Когда работа системы охлаждения останавливается, устройство перегревается, что чревато выходом его из строя даже несмотря на наличие встроенной защиты, отключающей девайс при достижении критической температуры. Далее рассмотрим, что делать, если вентилятор не крутится, а также почему рассматриваемый модуль может работать нештатно при включении.

Основные причины остановки вентилятора

Причина, по которой перестал функционировать или периодически выключается кулер ноутбука, может быть не одна. Перечислим основные:

  1. Сильное загрязнение. Из-за этого сразу при включении лэптопа он может издавать сильный шум, даже треск, а иногда вентилятор просто останавливается.
  2. Выход из строя самого элемента, что также можно продиагностировать самостоятельно (как это выполнить, будет рассказано ниже).
  3. Поломка компонентов материнской платы, отвечающих за вращение лопастей.

Но прежде, чем разбирать устройство и выполнять другие сложные действия, убедитесь, что отсутствие шума лопастей не вызвано объективными причинами. Установите небольшую утилиту (например, Core Temp), показывающую в реальном времени температуру процессора.

В некоторых моделях значение данного параметра, при котором кулер автоматически выключается, довольно высоко - порядка 45 градусов. Это делается для снижения шумности ноутбука и ни в коем случае не является неисправностью. Если же устройство останавливается при более высоких значениях температур, сразу можно говорить об аппаратной или программной проблеме.

Разборка ноутбука для доступа к системе охлаждения

Чтобы получить возможность демонтировать систему охлаждения, нужно провести разборку ноутбука. В большинстве случаев работает примерно один алгоритм действий, однако демонтаж некоторых элементов может в различных моделях отличаться. Так, в современных лэптопах клавиатура обычно крепится к специальной панели пластиковыми защелками. Но на некоторых устройствах она может прикручиваться шурупами, причем как к верхней, так и к задней крышке.

В большинстве же случаев порядок разборки следующий:


Когда кулер сильно грязный, заодно нужно делать чистку всей системы охлаждения, для чего придется снимать радиатор. Учтите, что в этом случае при сборке ноутбука вам потребуется новая термопаста и, возможно, свежие термопрокладки. Иначе при включении лэптопа даже с чистой системой охлаждения вы заметите, что он не перестал перегреваться.

Что делать с вентилятором после демонтажа

Здесь возможны два варианта:

  1. Кулер просто очень сильно шумит, не справляясь с охлаждением. Его нужно почистить и смазать.
  2. Он вообще не работает. В этом случае проведите дополнительно диагностику.

Разбираем и чистим кулер

Отметим, что разобрать и почистить можно только т. н. разборный кулер - не во всех лэптопах используются именно такие. Тем не менее рассмотрим, как это можно выполнить:


Далее останется лишь собрать вентилятор в обратной последовательности и убедиться, что он теперь сразу не останавливается и легко крутится. После этого проблема, в результате которой устройство само выключается, должна исчезнуть.

Проверяем работоспособность вентилятора

При возникновении сомнений в исправности девайса можно самостоятельно провести его диагностику. Для этого нужно знать назначение поводков, которыми он подключается к системной плате. Всего их три:

  • красный, непрерывно подающий на кулер 5 В постоянного тока;
  • белый, управляющий скоростью вращения лопастей, подавая дополнительно от 0 до 3 В (при нуле он выключается);
  • черный - масса.

Зная эти параметры, можно протестировать устройство при включении внешнего источника постоянного тока. Если после подачи напряжения вентилятор не будет работать, это говорит о неисправности сервопривода и необходимости замены электромотора или устройства целиком.

Каждый пользователь ноутбука догадывается, что его устройство ни в коем случае не должно представлять собой сковороду для жарки яиц, другими словами - ноут не должен перегреваться. В стандартной комплектации современного ноутбука роль охлаждающей системы играет воздушный кулер, который охлаждает радиатор, охлаждающий центральный процессор, а иногда и целую материнскую плату.

Если кулер не крутится и ноут не перегревается, то не стоит сильно беспокоиться: скорее всего, ваш гаджет не считает необходимым запускать кулер даже на малых оборотах, потому что температура процессора находится в допустимых пределах его тепловой отдачи устройству это не повредит.

В любом другом случае крайне необходимо как можно скорее устранить проблему. Несмотря на то, что в современных ноутбуках стоит система экстренного отключения (предохранитель от перегрева), тем не менее стоит остерегаться, что какая-то внутренняя часть сможет выйти из строя. И не это главное, ведь чаще всего ноутбук используют для работы, а значит, он может в самый неподходящий момент отключиться, ведь именно так работает система экстренного отключения.

Диагностика кулера состоит из 4 шагов, первые два из которых опытный владелец компьютера может решить самостоятельно. Обязательно обратитесь за помощью в сервисный центр, чтобы полную диагностику выполнил профессиональный мастер по ремонту цифровой и мобильной техники.

Шаг 1. Шумит и временами не крутится

В данном случае высока вероятность, что кулер сильно загрязнен. В таких случаях необходимо разобрать ноутбук, достать кулер, разобрать его и хорошенько смазать, после чего собрать все обратно.

Кулер часто загрязняется, ведь ноутбуком могут пользоваться не только на идеально чистом столе, но и на складах, в пыльных помещениях и даже в работе, связанной с подземными работами. После чистки и смазки кулер должен вести себя как новый, это будет заметно сразу после включения. Звук хорошо работающего кулера тихий, слегка жужжащий на полных оборотах. Ни в коем случае не должен издавать сторонних звуков: писк, треск, скрежет и прочего.

Шаг 2. Не крутится совсем (вышел из строя)

Умер ли ваш кулер - легко проверить открыв ноутбук и подав напряжение на вентилятор сторонним источником постоянного тока. При этом стоит помнить, что красный провод подает 5 Вольт на вентилятор, а белый управляет скоростью (0 Вольт - не крутится, 3 Вольта — максимальная скорость вращения), черный провод — земля. Итак, если после подачи напряжения на белый и красный провод кулер не начал вращение, то скорее всего, проблема в том, что сервопривод вышел из строя совсем и требуется заменить либо электромотор, либо заменить кулер целиком.

Шаг 3. Не крутится совсем (проблема в bios)

Если после подачи напряжения из внешнего источника кулер начал вращение и при этом контакт на материнской плате, отвечающий за подачу напряжения на кулер также выдает 5 вольт, значит проблема может быть в bios. Чтобы перепрошить bios, необходимо выпаять элемент ios из материнской платы с помощью комбинации паяльник/фен и через программатор залить на него новую прошивку для bios-контроллера, которую можно скачать с официального сайта производителя. Не забудьте считать и сохранить предыдущий вариант дампа, чтобы избежать неприятностей, если новая прошивка не захочет работать. После процедуры заливки необходимо впаять микросхему bios"а обратно.

Шаг 4. Не крутится совсем (проблема в мультиконтроллере)

Если перепрошивка bios не помогла, то значит проблема в управляющем напряжении. Следует заметить, что из 4 пинов кулера четвертый пин отвечает за входное напряжение вращения, третий за входное напряжение управления скоростью вращения, второй пин за землю, а первый за выходное напряжение в мультиконтроллер, которое позволяет считывать скорость вращения кулера, обычно на кулере 3 пина: первый считывается не всегда, по умолчанию входное управляющее напряжение и принимается за скорость кулера.

Так как управляет подающим напряжением мультиконтроллер, значит он требует замены (неисправен). Очень аккуратно следует выпаять его с помощью строительного фена, с температурой около 400-450 градусов, после чего заменить на аналогичный и впаять обратно. Будьте аккуратны, чтобы не перегреть плату и дорожки. После удачной пайки следует обязательно просмотреть под микроскопом все ножки, они должны быть крепко припаян к своим дорожкам, так как часто после пайки пара ножек может незаметно отойти или отпаяться во время нагрева работающего компьютера (при плохой пайке).

После этих 4 шагов проблема должна быть устранена, потому что в ином случае будет выгоднее приобрести новую материнскую плату, так как предстоящий ремонт не будет стоить вложенных средств и затраченного времени.