На этой странице даётся справочная информация о коде Морзе, приводятся примеры закодированных символов, рассказывается об азбуке Морзе, выделяются особенности алфавита Морзе для русских букв. Алфавит Морзе представлен в виде таблиц.
Азбука Морзе — азбука, в которой буквы закодированы с помощью кода Морзе.
Изначально использовалось название «Код Морзе», но с началом Первой мировой войны выросла необходимость передачи буквенных кодов, код стал называться азбукой. В разной справочной литературе можно встретить разный «набор» азбуки: с включением только букв или с включением также цифр и знаков препинания. Наравне с названиями «Код Морзе» и «Азбука Морзе» популярно также название «Морзянка». С учетом тематики нашего сайта детально будет показан только русский алфавит Морзе.
Код Морзе изобретен в 1838 году, назван в честь его создателя Сэмюэля Морзе. Первая депеша по способу Морзе была послана между Вашингтоном и Балтимором 24 мая 1844 года с текстом «Вот что творит Бог».
Код задает способ кодирования знаков последовательностью звуковых сигналов по определенным правилам. Код позволяет кодировать цифры, буквы, знаки пунктуации, служебные символы посредством длинных сигналов (тире) и коротких (точек). Сэмюэлю Морзе принадлежит идея кодирования, который приписывал себе изобретение телеграфа. Кодирование букв, а возможно и цифр, осуществил Альфред Вейлор (коллега Морзе). Позже код усовершенствовал Фридрих Герке. Код Морзе известен также как «Морзянка». Под международным телеграфным кодом, включающим 26 латинских букв, 10 цифр, знаки препинания и служебные символы, также понимается код Морзе.
Особенности кода Морзе:
В мировом телеграфе широко используется азбука Морзе для латинских букв. Существует вариант азбуки для русских букв. Русский алфавит из 33 -х букв представлен 32 -мя различными кодами Морзе. При составлении русской азбуки Морзе учитывались начертаний русских букв. На картинке выше показана «связь» кодов с начертанием букв.
Особенности азбуки Морзе для русского алфавита:
А
. -
Б
- . . .
В
. - -
Г
- - .
Д
- . .
Ж
. . . -
З
- - . .
И
. .
Й
. - - -
К
- . -
Л
. - ..
М
- -
Н
- .
О
- - -
П
. - - .
Р
. - .
С
. . .
У
. . -
Ф
. . - .
Х
. . . .
Ц
- . - .
Ч
- - - .
Ш
- - - -
Щ
- - . -
Ъ
. - - . - .
Ы
- . - -
Ь
- . . -
Э
. . - . .
Ю
. . - -
Я
. - . -
Коды Морзе для цифр, знаков препинания, служебных символов, команд. У левой и правой круглой скобки код одинаковый.
Цифра | Код |
---|---|
0 | - - - - - |
1 | . - - - - |
2 | . . - - - |
3 | . . . - - |
4 | . . . . - |
5 | . . . . . |
6 | - . . . . |
7 | - - . . . |
8 | - - - . . |
9 | - - - - . |
Команда | Код |
---|---|
Ошибка/перебой | . . . . . . . . |
Конец связи | . . - . - |
Название и обозначение знака | Код | |
---|---|---|
точка | . | . . . . . . |
запятая | , | . - . - . - |
двоеточие | : | - - - . . . |
точка с запятой | ; | - . - . - . |
левая круглая скобка | ( | - . - - . - |
правая круглая скобка | ) | - . - - . - |
апостроф | " | . - - - - . |
кавычки | " | . - . . - . |
тире | — | - . . . . - |
косая черта | / | - . . - . |
знак вопроса | ? | . . - - . . |
восклицательный знак | ! | - - . . - - |
эт коммерческая | @ | . - - . - . |
Для изучения кодов Морзе используют напевы — слова, которые «похожи» на код. Слова состоят из такого числа слогов и способа произношения, при которых слово становится «похожим» на код. Слоги с гласными а, о, ы означают тире, слоги с другими гласными и «ай» означают точку. Таким образом, слово (напев) быстро ассоциируется с нужным кодом. Подход с использованием напевов помогает быстрее и легче запомнить азбуку Морзе, так как обычные слова привычнее человеку, чем сложно запоминающиеся комбинации точек и тире. Слово из напева начинается на ту же букву, что и буква азбуки. Это упрощает обучение.
Международный символ | Русский символ | Код Морзе | Напев |
---|---|---|---|
A | А | . - | ай-даа, ай-ваа |
B | Б | - . . . | баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан |
C | Ц | - . - . | цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик |
D | Д | - . . | доо-ми-ки, дааай-во-ы, дааач-ни-ки |
E | Е | . | есть |
F | Ф | . . - . | фи-ли-моон-чик, фи-ти-фаааа-ти |
G | Г | - - . | гаа-гаа-рин, гаа-раа-жи, гоо-воо-ри |
H | Х | . . . . | хи-ми-чи-те |
I | И | . . | и-ди, ишь-ты |
J | Й | . - - - | йош-каа-раа-лаа, и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа |
K | К | - . - | каак-де-лаа, каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа |
L | Л | . - . . | лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки |
M | М | - - | маа-маа, моор-зее |
N | Н | - . | ноо-мер, наа-те, нооо-сик |
O | О | - - - | оо-коо-лоо |
P | П | . - - . | пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет |
Q | Щ | - - . - | щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа, щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа |
R | Р | . - . | ру-каа-ми, ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та |
S | С | . . . | си-не-е, сам-та-кой, са-мо-лёт |
T | Т | - | таак, таам |
U | У | . . - | у-нес-лоо, у-бе-гуу |
V | Ж | . . . - | я-бук-ва-жее, же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо |
W | В | . - - | ви-даа-лаа, вол-чаа-таа |
X | Ь | - . . - | тоо-мяг-кий-знаак, знааак-мяг-кий-знааак |
Y | Ы | - . - - | ыы-не-наа-доо, тыыы-не-мыыы-тааа |
Z | З | - - . . | заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки |
Ö | Ч | - - - . | чее-лоо-вее-чик, чаа-шаа-тоо-нет |
CH | Ш | - - - - | шаа-раа-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа |
Ñ | Ъ | - - . - - | твёёр-дыый-не-мяяг-киий |
É | Э | . . - . . | э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки |
Ü | Ю | . . - - | ю-ли-ааа-наа |
Ä | Я | . - . - | я-маал-я-маал, а-яяя-ска-заал |
1 | . - - - - | и-тооль-коо-оо-дноо, ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин | |
2 | . . - - - | две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа | |
3 | . . . - - | три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа, е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й |
|
4 | . . . . - | че-тве-ри-те-каа, че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа, че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя |
|
5 | . . . . . | пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е | |
6 | - . . . . | поо-шес-ти-бе-ри, шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли, даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки |
|
7 | - - . . . | даай-даай-за-ку-рить, даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо, да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь, даа-ваай-на-ли-вай |
|
8 | - - - . . | воось-моо-гоо-и-ди, вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит, наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков |
|
9 | - - - - . | ноо-наа-ноо-наа-ми, паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит, дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик |
|
0 | - - - - - | нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва |
Иногда для ускорения радиопередачи сообщений используют сокращения некоторых популярных слов и оборотов. Их называют радиожаргоном. Среди всех сокращений выделяют трёхбуквенные комбинации, начинающиеся с буквы Q, которые называют Q-кодами. Если в конце сообщения ставится знак вопроса, то фраза имеет вопросительную форму, если знака вопроса нет, то утвердительную форму. Для передачи сообщений на русском также придумали трёхбуквенные сокращения:
Q-код | Расшифровка |
---|---|
QRA? | Как называется ваше судно? |
QRD? | Откуда и куда вы идёте? |
QRL | Я занят |
QRM | Мне мешают помехи от других станций |
QRN | Мне мешают атмосферные помехи |
QRO | Увеличьте мощность передатчика |
QRP | Уменьшите мощность передатчика |
QRQ | Передавайте быстрее |
QRS | Передавайте медленнее |
QRT | Прекратите передачу |
QRU? | Есть ли у вас что-нибудь для меня? |
QRV? | Готовы ли вы? |
QRY | Ваша очередь |
QRZ? | Кто меня вызывает? |
QSB | Ваши сигналы замирают |
QSD | Ваша манипуляция имеет дефекты |
QSL | Приём ваших сообщений подтверждаю |
QSM | Повторите последнее сообщение |
QSO | Связь с... непосредственно |
QSP? | Можете ли вы передать...? |
QSQ? | Есть ли у вас врач? |
QSS | Моя рабочая частота... |
QSU | Ваша рабочая частота... |
QSV | Дайте(даю) настройку |
QSW | Передавайте на данной частоте |
QTC | У меня имеется для вас сообщение |
QTH | Сообщите ваши координаты |
QTO? | Из какого порта вы вышли? |
QTP? | В какой порт вы заходите? |
QUF | Я получил сигнал бедствия от... |
Прошло уже почти 150 лет, как Сэмюэл Морзе - изобретатель электрического телеграфа - составил из точек и тире свою знаменитую азбуку, а люди все еще пользуются ею без существенных изменений. Вероятно, многие из вас знают азбуку Морзе назубок, а тем, кто еще не успел ее выучить, предлагаем сделать это.
В телеграфии эта условная азбука называется кодом Морзе. Но запомнить комбинации точек и тире, соответствующие отдельным буквам, цифрам и знакам, - это еще не все. Телеграфной азбукой Морзе нужно овладеть так, чтобы воспринимать ее без всякого напряжения, так же как обычные буквы при чтении и письме.
Лучше всего усвоить «морзянку» на слух, передавая ее с помощью, телеграфного ключа, которым замыкают и размыкают цепь питания звукового генератора.
Точке соответствует короткое звучание генератора, а тире - в три раза продолжительнее. Сначала медленно передавайте вразбивку отдельные буквы, следя, чтобы интервал между элементами одной буквы равен был одной точке. Не торопитесь - для начала одна буква за три секунды уже неплохо. При работе с ключом должна двигаться только кисть, а не вся рука.
Потом научитесь передавать и принимать сочетания из двух букв, например АО, НО, ПЕ, ФЕ, ДА, ТЫ, ОН, МЫ и так далее. Помните, что пауза между отдельными буквами равна по длительности одному тире. Не спешите увеличивать скорость. Когда вы будете делать только одну ошибку на сто знаков, можете переходить к словам и предложениям. Интервал между отдельными словами равен двум тире.
Азбуку Морзе полезно знать каждому. Она не раз вам пригодится в деле и в игре. Ведь переговариваться можно не только звуковыми сигналами, но и, например, жестами (одна поднятая рука обозначает точку, а две - тире).
Чтобы в совершенстве знать азбуку Морзе, нужно продолжительно и систематически тренироваться, особенно если стараться запоминать знаки механически. Поэтому многие радиотелеграфисты стараются усовершенствовать методы изучения азбуки Морзе. Один из таких методов, с которым мы предлагаем и вам познакомиться, позволяет ее изучить самое большее за два часа.
Знаки кода Морзе «восстановлены» в буквы русского алфавита, то есть как бы повторяют контур соответствующей буквы. Эта связь знаков кода с «образом» букв и помогает осмысленно и быстро запомнить телеграфную азбуку.
Взгляните на рисунок. На нем каждая буква повторяется в виде знаков (точек и тире) кода, изображенных в определенном порядке. Например, если буква «в» обозначается точкой и двумя тире, то и саму букву изображают в том же порядке. Знаки читают слева направо и сверху вниз.
По этому методу особенно легко запоминаются буквы: «а», «б», «г», «е», «з», «й», «л», «о», «р», «у», «ф», «ц», «ч», «ш», «ы», «ь», «я». Буквы «ж», «и», «м», «и», «с», «т», «х» не доведены, но все равно легко запоминаются. Несколько условно, с дополнительными элементами даны изображения букв: «в», «д», «щ», «ю».
Как же с помощью данного метода изучить азбуку Морзе? Сначала рассмотрите внимательно контур каждой буквы. Затем несколько раз срисуйте с таблицы все буквы алфавита, не забывая о чередовании точек и тире кода (именно в таком порядке и следует рисовать буквы). После того как вы успешно справились с этой задачей, нарисуйте несколько раз алфавит по памяти. Далее напишите по памяти знаки кода Морзе. Если вы не сделали ошибок, подберите небольшой отрывок из книги и напишите его кодом Морзе.
Введите текст в первое поле и во втором автоматически получите результат.
Наш переводчик позволяет записать русские или английские буквы и слова алфавитом азбуки Морзе. Привычные символы, цифры и знаки препинания будут автоматически переведены в различные комбинации линий и точек. Например, международный сигнал бедствия «SOS», передаваемый по радиотелеграфу, после перевода в азбуку Морзе будет выглядеть следующим образом: «··· −−− ···».
На сегодняшний день этот способ знакового кодирования применяется намного реже, чем раньше. «Морзянку» заменили более современные методы коммуникации, но тем не менее, она часто используется во всевозможных ребусах и головоломках. К тому же, иногда пользователи социальных сетей и мессенджеров применяют переводчик азбуки Морзе для того, чтобы скрыть от посторонних глаз свои сообщения и посты или наоборот расшифровать их.
Данный метод коммуникации стал востребованным задолго до того, когда появился онлайн переводчик Азбуки Морзе. Принято считать, что создал азбуку Самюэл Морзе. Самое интересное, у изобретателя никогда не было специального технического образования. По профессии Морзе был состоятельным и востребованным художником. Однажды Самюэл стал свидетелем фокусов с электромагнитной индукцией, которые развлекали публику, после чего зародилась идея изобретения. Целых три года автору понадобилось, чтобы превратить идею в реальность. Самый первый аппарат успешно принимал и фиксировал сигнал. Передача информации происходила только по проводу. Но у людей были очевидные трудности с пониманием сообщений. Лишь единицы знали, как перевести текст в Азбуку Морзе. Поэтому реализованную идею дорабатывали другие граждане. Постепенно перевод слов в Азбуку Морзе становился более доступным, ему можно было обучиться за непродолжительное количество времени.
Сегодня вид коммуникации несколько потерял актуальность. Им пользуются:
Конечно, сегодня можно по учебникам самостоятельно обучиться Азбуке. За несколько недель легко закрепить знания касаемо того, какие сигналы обозначают то или иное слово, буквы и так далее. Но так как есть переводчик с русского в Азбуку Морзе, в обучении отпадает необходимость. Абсолютно любой текст можно перевести с английского в Азбуку Морзе онлайн и другого языка мира. Просто на данной странице введите желаемый текст - результат будет отображен моментально в автоматическом режиме!
Бывает так, что детки начитаются книжек про разведчиков или насмотрятся фильмов про отважных моряков и просят папу или маму научить их азбуке Морзе. И у родителей становится вопрос, как выучить азбуку Морзе самостоятельно и потом еще и обучить ей ребенка.
Чтобы быстро обучить ребенка азбуке Морзе, нужно две вещи – постоянная тренировка и системный подход. Системный подход заключается в том, что вам нужно выбрать тот или иной способ обучения. К примеру, вы можете установить компьютерную программу, которая быстро и легко обучит ребенка кодировать то или иное сообщение. В этом случае вам подойдет программа «Азбука Морзе» и Morse Code Trainer.
Можете использовать для обучения учебную табличку. В ней будет не только словесное обозначение каждого знака азбуки Морзе. Также там можно найти разные комбинации из тире и точек, которые создают слоги. Запоминать такую азбуку будет легко также за счет ассоциаций. К примеру, буква «Д» ассоциируется со словом «домики». Слоговое обозначение этого знака Морзе выглядит как «доо-ми-ки». Если перевести его в код Морзе, получится следующая комбинация «таа-ти-ти», где «та» обозначает длинное тире, а «ти» – короткую точку.
Ну и последний вариант – это изучать с ребенком азбуку Морзе при помощи алфавита. Это будет не простой алфавит, в нем каждая буква, нарисованная на языке азбуки Морзе будет повторять контур каждой соответствующей буквы. Такой алфавит проще учить, рассматривая каждое изображение. Можно попросить малыша зарисовать каждую букву, потом попробовать воспроизвести алфавит по памяти.
Код Морзе
Первые полуавтоматические телеграфные ключи появились еще в 19 веке. Но современные электронные полуавтоматические ключи появились в середине 20 века. Такой ключ состоит из переключателя, на котором есть два контакте. Они замываются при небольшом отклонении рукоятки вправо или влево от нейтрального положения.
Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Основу блока обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема.
Конечно же, ребенок может спросить родителя, как сделать телеграф самостоятельно. Конечно же, это не дело пяти минут. Чтобы самому быстро составлять код дома и кодировать символы и цифры так, чтобы на бумаге отображались только точка и тире.
Самый простой телеграф можно сделать самому, но для этого нужно будет иметь:
Сборка такого телеграфа конечно же не дело пяти минут, но если вы постараетесь, то сможете создать простой, но работающий инструмент для продолжения обучения. Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы собрать телеграф:
Телеграф Морзе
Чтобы легко и быстро научиться читать по слогам код морзянки, состоящий из тире и точек, вы должны будете сначала начать уделять по несколько минут в день запоминанию символов морзянки на слух, а также иметь перед собой зрительное восприятие. Лучше всего распечатать табличку с символами тире и точками и носить ее с собой. Повторять то, что написано в табличке желательно не только про себя, но и проговаривать вслух.
Прослушивайте знакомые и очень простые тексту морзянки на слух хотя бы по пару минут в день и очень скоро вы начнете распознавать, где тире, а где точки, а также сможете сразу воспринимать целые слова. Постарайтесь выбирать очень легкие тексты, которые подходят вам по уровню, тогда проблемы с учебой не будет.
Конструкции манипуляторов ключей бывают самыми разными. Рукоятка может быть одинарной, может быть общей доя двух контактов или же может быть сдвоенной, состоящей из двух половиной, которые располагаются параллельно, чтобы каждая замыкала свой контакт. Чтобы хорошо кодировать код одинарная рукоятка может быть неудобна. Это происходит потому что рукоятка может случайно отклонится при работе и замкнуть второй контакт.
Самый примитивный вариант манипулятора – это упругая пластинка, которая одним концом прикреплена к вертикальной основе, а другой конец имеет плоскую рукоятку и пару контактов с двух сторон. На манипуляторе не должно быть люфтов, должен быть хороший контакт и легкий рабочий ход.
Когда вы уже разучили азбуку и знаете все символы, то, возможно, пора научиться принимать тексты которые имеют стандартные паузы между тире и точками. Вам нужно будет научиться в короткие сроки, скажем, за несколько минут, принимать около 50-60 знаков. Конечно же, можно сначала слегка снизить скорость приема и записывать код медленнее и с ошибками. Постепенно за несколько минут вы сможете принимать больше символов и код перестанет содержать ошибки.
Для того, чтобы натренироваться в приеме радиосвязи и ее кода, а также научиться делать перевод принятой информации, вам нужно будет научиться записывать символы тире и точка знак к знаку, а ручку при этом совершенно не отрывать от бумаги. Если вы не смогли сразу записать тот или иной знак, который входит в код, сразу пропускайте его, не совершая задержек. Позже вы сможете идентифицировать знак, если только не пропустите следующие знаки.
Если вы понимаете, что за несколько минут приема ваш код получает одинаковые ошибки, которые повторяются раз за разом, вам нужно поучиться принимать только те знаки, цифры или слова, с которыми возникают проблемы. Такая тренировка позволяет научиться распознавать символы и снизить количество ошибок.
Принимая большой код за несколько минут, постарайтесь не добиваться идеального приема. Если за несколько минут процент ошибок будет не более пяти, то вы должны будете продолжать тренироваться и повышать скорость.
Чтобы научиться принимать код и делать его перевод за несколько минут, легко расшифровывая, где точка, а где тире, вы можете прослушивать уже знакомые тексты на высокой скорости и одновременно расшифровывая точки и тире по распечатке.
Любые несколько минут тренировки, пока вы принимаете код должны быть разнообразными. Меняйте скорость, тональность, содержание текстов. Делайте скоростные рывки, принимая небольшие тексты на высокой скорости.
Учим азбуку Морзе
Код Морзе до Первой мировой войны назывался «Морзянка». Он представляет собой особый способ кодирования алфавитных букв, знаков препинания, цифр и других символов, расположенных в определенной последовательности. Длинные сигналы обозначают тире, короткие - точки. Условно за временную единицу принимается длительность звучания одной точки. Долгота тире равна трем точкам. Паузой между символами одного знака служит одна точка, три точки - пауза между знаками в слове, 7 точек символизируют промежуток между словами. В постсоветских странах специалистами применяется азбука Морзе на русском языке.
Два инженера - А. Вейл и Д. Генри - рассказали о европейской разработке - дистанционной медной катушке, которая способна передавать образующиеся электроимпульсы. Морзе попросил их развивать эту идею, и в 1837 году на свет появился первый телеграфный аппарат. Устройство могло принимать и передавать сообщения. Позже Вейл предложил систему шифрования с помощью тире и точек. Таким образом, Морзе не имел прямого отношения к созданию азбуки и телеграфа.
По официальной же версии, Семюэл Морзе был увлечен чудом того времени, а именно получением искры из магнитов. Разгадывая феномен, он предположил, что с помощью таких искр по проводам можно передавать зашифрованные сообщения. Морзе очень заинтересовался этой идеей, хотя не имел ни малейшего представления даже об основных принципах работы электричества. Во время плавания Сэмюэл разработал несколько идей и набросал некоторые чертежи своей задумки. Еще три года у своего брата на чердаке он безуспешно пытался построить аппарат, который бы мог передавать сигналы. При всех своих проблемах в познании электричества изучать его ему было просто некогда, ведь у него скоропостижно скончалась жена, и на нем остались трое маленьких детей.
До середины XIX века обмен информацией между дальними расстояниями происходил исключительно через почту. Новости о событиях и происшествиях люди могли узнать только спустя недели или целые месяцы. Появление прибора дало толчок к победе над расстоянием и временем. Работа телеграфа на практике доказала, что с помощью электрического тока можно передавать сообщения.
Первые исправно работающие телеграфы были сделаны в 1837 году. Одновременно появились две версии аппарата. Первую произвел англичанин У. Кук. Аппарат различал принятые сигналы колебаниями стрелки. Это было очень тяжело: телеграфист должен был быть предельно внимателен. Второй вариант телеграфа, автором которого был С. Морзе, оказался проще и завоевал популярность в дальнейшем. Он представлял собой самопишущий прибор с подвижной лентой бумаги. С одной стороны электрическая цепь замыкалась особым приспособлением - телеграфным ключом, а с другой стороны - приемной, карандашом чертились принятые условные обозначения.
С 1838 года стала действовать первая линия телеграфа, длина которой составляла 20 км. Спустя несколько десятков лет линии передач только в Англии достигли протяженности 25000 км 2 . Уже с 1866 года телеграфная линия связала континенты земного шара: кабель был проложен по дну Атлантического океана.
Азбука Морзе стала неотъемлемой частью работы телеграфа. Шифр получил свое название от фамилии создателя. Буквы здесь представляют собой сочетания длинных и коротких сигналов. Все коды составляются из простейших кодовых элементов. Основанием кода называют число значений, которое набирает элементарный посыл в процессе передачи. Так, коды делятся на двоичные (бинарные), троичные и равномерные (5-элементные, 6-элементные и т. д.).
Азбука Морзе - это неравномерный код телеграфа, где знаки отмечаются комбинациями посыла тока разной продолжительности. Этот способ стал первой цифровой передачей информации. Первоначально радиотелеграфы использовали такую азбуку, но позже стали применяться коды Бордо и ASCII, так как они более автоматизированы. Русская азбука Морзе сходна с латинскими буквами, с годами это соответствие перешло в МТК-2, позже в КОИ-7, затем в КОИ-8. Есть лишь несущественные отличия: буква Q - это "щ", а КОИ и МТК - это "я".
Для расшифровки сообщений не всегда наизусть заучивается азбука Морзе, обучение подразумевает запоминание мнемонических словесных форм, или, как их еще называют, напевов. Каждому знаку в азбуке соответствует определенный напев. В свою очередь эти словесные формы могут отличаться друг от друга. В зависимости от школы обучения или страны использования некоторые знаки могут быть изменены или упрощены. Азбука Морзе на русском тоже отличается. Слоги напевов, содержащих гласные буквы «а», «о» и «ы», обозначают одним тире, остальные - точкой.
В море способ передачи зашифрованных сообщений пришел позже. В 1865 году принцип работы азбуки был взят за основу в семафорной азбуке. Днем люди сообщали необходимое с помощью флажков, ночью - миганием фонаря. После изобретения в 1905 году радио в эфирах стали звучать некоторые коды из азбуки.
Вскоре люди придумали всем известный сигнал о спасении SOS. Хотя изначально он не был сигналом о бедствии. Первый, предложенный в 1904 году, сигнал состоял из 2 букв CQ и расшифровывался как «приходите быстро». Позже добавили еще букву D, и получилось «приходите быстро, опасность». И только в 1908 году такой сигнал заменили на сохранившийся да сегодняшних дней SOS. Переводилось послание не «спасите наши души», как принято считать, и не «спасите наш корабль». Этот сигнал не имеет никакой расшифровки. Международная радиотелефонная конвенция выбрала эти буквы, как наиболее простые и легко запоминающиеся: «… --- …».
Сегодня азбукой Морзе пользуются в основном радиолюбители. Она была практически полностью вытеснена буквопечатающими телеграфными аппаратами. Отголоски применения можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара, например на Северном полюсе или далеко в глубинах океана. В интернете существует специальная программа «Азбука Морзе», с помощью которой можно переводить информацию в зашифрованный вид.